Быт

Информация о материале | время создания: 01/03/2017 время последней редакции: 08/08/2017

Крестьянский быт конца XIX- начала XX века

После того, как в 1652 году на правом высоком берегу речки Ракита был построен сторожевой острог, под его защитой стали появляться переселенцы: украинцы и русские из пограничных городов, из центральной части России – Псковской, Смоленской, Тверской областей, неся с собой свои обычаи и традиции. В дальнейшем, безусловно, это наложило свой отпечаток на быт и культуру нашего края.

При небольших размерах русская изба всегда казалась просторной. Это говорило об умении разместить всё так, чтобы в избе ничего не задеть, не опрокинуть, любую вещь найти с закрытыми глазами.

Стол, лавки, сундуки, полки – вот почти всё убранство избы. У окна или у печи, поближе к свету, стоит прялка, а рядом подвешивалась к потолку колыбель. Вдоль стен обычно приделывались лавки для сидения, а помимо них в доме находились и небольшие переносные лавочки на ножках – вместо стульев.

Главное место в любом доме занимала печь. Печь считалась центром всего дома. Её обычно ставили в углу справа или слева от входа. Без печи нет избы. Само слово «изба» произошло от древнего «истопка». Изначально избой называлась отапливаемая часть дома. Сложить хорошую печь – дело непростое. Лишь специалист-печник брался за это ответственное дело.

Печь – душа крестьянского дома. С нею связан весь быт – от рождения до смерти. Русская печь – удивительное изобретение русского народа: печь греет, печь кормит, печь светит, печь моет, печь лечит, печь сушит одежду и запасы на зиму – грибы, ягоды, рыбу, печь и спать уложит.

Печной угол, в котором выполнялась вся женская работа, так называемый «бабий кут», считался рабочим местом хозяйки. Всё было приспособлено для приготовления пищи. У печи стояли ухваты, кочерга, деревянная лопата, другая кухонная утварь. Рядом ступа с пестом и ручная мельница. В «бабьем куту» также располагалась нехитрая крестьянская посуда: горшки, ковш, миски, ложки.

Почётное место в избе занимал «Красный угол». Основным украшением красного угла являлась божница с иконами и лампадкой. В красный угол сажали самых дорогих гостей, совершали все главные семейные (свадебные обряды) и календарные обряды (обрядовые предметы: горщок с кашей на Святки, последний сноп с поля по окончании жатвы).

Одним из атрибутов мебели в русской избе был деревянный сундук для хранения одежды и различных предметов домашнего обихода. Где больше достаток в семье, там и сундучок больше. Если в крестьянской семье росла девочка, то с малых лет в отдельном сундучке ей собирали приданое. Вместе с этим сундуком она и переезжала после свадьбы в дом мужа.

В ХVIII-ХIХ веках сундуки являлись наиболее характерной мебелью для крестьянского быта.

Зимой, в отсутствие полевых работ, хозяин дома занимался каким-либо промыслом в избе, женщины же обычно пряли. В жизни крестьянки ХIХ века прялка занимала одно из самых почётных мест, так как она была для неё тем предметом, с которым женщина не расставалась на протяжении всей жизни. Прялка передавалась по наследству из поколения в поколение как залог счастья.

Практически в каждой избе стоял ткацкий станок, на котором женщины за зиму должны были наткать холсты, пошить одежду и украсить её вышивкой.

В нашем крае бытует два типа традиционной женской одежды: сарафанный комплекс (их носят в с. Меловое, с. Нижние Пены, с. Вышние Пены) и юбочный (их носят хохлы с. Введенская Готня), больше характерный для украинской культуры.

Сарафаны шили в основном из тонкой волосени, окрашенной в чёрный цвет, на бретелях, орнаментированные тесьмой. Рубаха шилась из белого полотна и украшалась орнаментальными узорами-оберегами для защиты человека от злых сил. Основным головным убором для женщины были чепцы, которые подразделялись на повседневные и праздничные. Традиционным головным убором для девушки был платок, иногда украшала голову лентой.

 На ноги одевали обувь, сплетённую из древесной коры (кора берёзы, молодой липы, ивы) – лапти. Носили лапти практически круглый год: летом ногу обматывали узкой полоской холста, а зимой – суконными белыми онучами. Закреплялись лапти на ноге лыковыми верёвками, крепившимися к заднику лаптя и накрест обматывавшими голень поверх онучей. Плетение лаптей считалось лёгкой работой, которой мужчины могли заниматься между делом. «Как лапоть сплесть», - говорили в старину о чём-либо совсем уж простом. Лапти имели очень малый срок службы и изнашивались за 3-10 дней. Не случайно видимо возникла пословица – «В дорогу идти – пятеры лапти сплести».

Кроме повседневных были «штофовые» (ткань) сарафаны – более нарядные и праздничные. Их ещё называют «шубка». Это косоклинный сарафан из ярко-красного штофа, плиссированный в мелкую складку, по груди, спинке украшенный позументом и золотой бахромой. В нашем районе в таких сарафанах молодых девушек выдавали замуж.

Юбочный костюм состоял из белой короткой полотняной рубахи с вышивкой из растительного орнамента. Для молодых девушек это роза – символ молодости и чистоты, для парней дубовый лист – символ мужества и силы. Юбки до колена, фартука, низ которого отделан разноцветными лентами и жилетки без рукав.

Одежда наших предков, жилище, орудия труда и домашняя утварь образуют широкую область материальной культуры нашего Ракитянского района.