Бренд п. Пролетарский - Станция Готня

Информация о материале | время создания: 20/07/2017 время последней редакции: 08/09/2017

Станция Готня была введена в эксплуатацию в 1903 году в составе действующей с 1901 года Белгород-Сумской железной дороги, построенной по инициативе и на средства акционерного общества сахарозаводчиков, организованного в 1896 году. В него входили владельцы крупнейших заводов края: князь Юсупов, купцы Терещенко и Харитоненко. В 1903 году образовалось второе акционерное общество по строительству железной дороги от станции Льгов до станции Лихая. На месте скрещения этих двух дорог и находится станция Готня с 1911 года, после введения в эксплуатацию участка Льгов - Харьков Северо-Донецкой железной дороги, ставшая узловой.

Название станции является обобщенным от близлежащих сел: Николаевская Готня и Введенская Готня, жители которых участвовали в строительстве дороги и самой станции.

В 1910 году были построены вокзал, паровозное депо, водонапорная башня, бригадный дом, баня, контора и мастерские службы пути, больница, два двухэтажных и пять одноэтажных жилых домов. В 1913 г. завершено строительство трехэтажного жилого дома. В 1914 г. построена трехклассная школа, в которую принимали только детей железнодорожников. Часть школы была отведена под церковь.

В 1911 г. благодаря княгине З.Н.Юсуповой реконструирован кирпичный завод, основанный в 1860 году, который выпускал 4 миллиона штук кирпича за сезон (огнеупорный и фигурный), черепицу.

В апреле 1918 г. уезд, в том числе и станция Готня, был полностью оккупирован германскими войсками и отрядами украинской Центральной Рады. В конце 1918 г. германские части без боя оставили Готню.

В июне 1919 г. на станции был сформирован Грайворонский революционный полк (командир полка Борисенко А. Н.), в который вошли вооруженные отряды из Грайворона, Суджи, Борисовки, Готни, караульные роты военкоматов из Белгорода и Орла. Позже полк был переименован в 78-й стрелковый полк 2-й бригады 9-й дивизии 13-й армии.

В августе 1919 г. станция Готня была занята частями марковского и корниловского полков. В конце ноября станция освобождена. Зимой 1920 г. она вновь на несколько дней захвачена повстанческой армией Махно Н. И., но затем без боя оставлена.

В 1924-1925 гг. станция Готня имела 916 человек населения и входила в Борисовский уезд Ракитянской волости. После революции с южной стороны станции возникает поселок Раздолье. В 1933 г. вокруг станции началось индивидуальное строительство, и образовался поселок сельского типа Покровский. В 1938 г. он был переименован в поселок Пролетарский и получил статус поселка городского типа. В советское время судьбы многих его жителей были связаны с железной дорогой. Во многом благодаря железнодорожникам поселок по праву славился особым рабочим духом, богатыми трудовыми традициями, большим числом семейных династий и мастеров ударного труда. День поселка Пролетарский традиционно отмечается в День железнодорожника.

В годы Великой Отечественной войны жители поселка стали на защиту своего Отечества: вступали в ряды народного ополчения, принимали активное участие в создании фонда обороны, трудились в тылу. С 19.10.1941 г. по 19.02.1943 г. станция Готня была оккупирована немецкими захватчиками. Со станции оккупанты отправляли в Германию юношей и девушек, хлеб, скот, снятый с полей чернозем. Освобождали поселок бойцы 40-й армии под командованием Москаленко К. С.