Бренд Нижнепенского сельского поселения - рушник

Информация о материале | время создания: 20/07/2017 время последней редакции: 08/09/2017

Рушник – символ святости, чистоты, защиты.

Слово "рушник" ученые трактуют по-разному. Одни исследователи объясняют его происхождение от слова "руки" – то есть, ткань для вытирания рук. Другие считают, что "рушник" происходит от слова "рушить", "от-рушить", то есть кусок, который отрезали, отрывали.  Рушни́к (полотенце, рукотерник, ручник, утирник, полка, ширинка).  Рушник сопровождает человека всю жизнь. Предмет обыденного и ритуального назначения; наделяется семантикой пути, дороги, соединения, связывания.

В обрядах выступает в качестве дара, оберега, покрывала, украшения, символа праздника, имеет знаковую и оповестительную функцию. Обрядовые функции и символика рушника во многом аналогичны полотну (полотенцу).

Рушник широко используется в разнообразных обрядовых ситуациях: на похоронах, свадьбе, родинах и крестинах, в календарных обрядах, в магии, медицине. Им украшают иконы, его вывешивают на кресты, окна, двери, ворота, шест. Женщина, ожидающая ребенка, сама ткала холст из выращенных и обработанных ею стеблей конопли до очень тонких, как говорят «в кленовый лист», нитей. Потом вышивала: красными нитями, чтоб жизнь красной была; ромбы, открытые снизу, что означало - ничего не мешает ребенку идти в мир. Шила солнечные знаки, чтобы жизнь у дитяти светлой была; вышивала древо, что объединяет все поколения; знаки благоденствия и плодородия. На этот рушник бабка-повитуха принимала рожденное дитя. Во время крещения в купели ребенка вытирали материнским рушником.

На всех этапах свадебного действа обязательно присутствует рушник. В некоторых местностях, начиная с первого дня сватовства, рушник выполняет определенную роль в обряде. Если невеста согласна на брак, она дарит жениху и всем приехавшим с ним браные или вышитые рушники. В день свадьбы в доме невесты дружку перевязывают через плечо рушником, с ним дружка не расстается в течение всей свадьбы.

Рушниками повсеместно украшали свадебный поезд (перевивали дугу, оглобли). Рушник стелили под ноги жениху и невесте во время венчания, и он оставался в церкви. В обрядах рушники выступают как символы и как подарки. Вручение рушников невестой жениху, его родителям, их родственникам и другим участникам свадьбы проводилось исстари с целью поддержания с ними добрых отношений и обеспечения доброжелательного отношения с их стороны.

Готовить рушники к свадьбе девушка начинала с детства, надо было припасти не менее 40 штук.

В селе в приданом невесты был необычный рушник. Длина его была около шести метров, называли его «родник». На свадьбе сажали молодых посередине длинной части стола и клали «родник» на колени жениха, и всех наиболее близких родственников справа и слева от молодых, т.е. роднили их рушником.

Рушник на свадьбе - это не только оберег, но и начало, середина и окончание диалога двух семейств для зарождения новой жизни. Оставить свой рушник и принять чужой - значит дать и получить гарантии на брак молодых. Рушники в доме невесты - свидетельство её трудолюбия и таланта.

На расшитом рушнике почетным гостям подносят хлеб-соль. У нашего народа издревле было принято уходящим из дома на воинскую службу, учёбу или на работу в чужие края давать рушник, изготовленный материнскими руками. В сельских домах рушниками украшают фотографии в рамках на стенах. Рушники в хате развешивали на колышках по стенам, над дверями, окнами, на сволоке, на зеркалах. Как декоративное обрамление рушники придавали хате праздничности, торжественности, национального колорита. Они поражали богатым декором, сочностью красок, разнообразием орнамента, который имел глубокую символику.

Рушник – это то немногое, что осталось у нас от прошлого славянской культуры. Вышитое символьным письмом, это домотканое полотенце-оберег хранит в себе историю нашего народа.

В старину не найти было ни одного дома на Руси без рушников - самобытных полотенец, в украшениях которых использовались традиции глубокой древности. Рушник – главный оберег человека от рождения до смерти. Рушники использовались не только в прямом назначении как полотенце (тогда их называли утиральником и украшали его скромной вышивкой), ими украшали хату. «Отдельно вешали особое полотенце – главный оберег избы да семьи. Одним концом оно к Богу устремлялось, а два других – в матушку сырую землю. Потолок с полом связывало, а небо – с землею. При закладке дома в основание его клали полотенце-оберег, вышитый кругами и крестами. (Круг и крест – солнечные символы)». Рушники использовали в свадебных, родильно-крестильных и погребально-поминальных обрядах. Старинный русский дом трудно представить без узорных рушников. Рушники - своеобразный паспорт мастерицы. В обрядовых представлениях - это вещий знак собора людей. Чтобы понять его, нужно знать выработанный поколениями ритуальный язык. Орнамент никогда не заключал ни единой праздной или лишней линии: каждая черта тут имеет свое значение, является словом, фразой, выражением известных понятий, представлений. В XIX веке еще были знатоки смыслового значения орнамента и могли прочитать его. В наши дни эти знания практически утрачены. Рушники и скатерти - своеобразный паспорт мастерицы. В обрядовых представлениях - это вещий знак собора людей. Чтобы понять его, нужно знать выработанный поколениями ритуальный язык. Жители села различали рушники — праздничные и утирки, которыми пользовались каждый день. Первый всегда был красиво украшен. Рушники для "божницы" для обрамления икон старались использовать самые красивые, украшенные рушники. 

На крестах. Существенное значение имели рушники в похоронном обряде. На полотенцах выносили гроб из дома, иногда несли и до кладбища, на них же и опускали в могилу. После похорон рушник вешали на крест, вешали рушники и в дни поминовения. Есть обычай вывешивать рушник с внешней стороны рамы на 40 дней. По народному поверью, в течение 40 дней душа умершего возвращается на ранней заре к своему дому, умывается росой и утирается вывешенным рушником. Через 40 дней этот рушник, украшенный небольшой узкой каймой по краям, передавался в церковь. Существовал обычай обвязывать кресты, хоругви во время похода, процессии или похорон, а также вешать рушники на кресты на кладбище, возле церкви или перевязывать рушником придорожные кресты. По этическим нормам поведения снять такой рушник считалось тяжелым грехом, потому их не трогали, и только после того, как они совсем были уничтожены дождем или ветром, привязывали новые рушники.
Оберег. Рушник играл важную защитную роль во время засухи или распространения эпидемий. Так, с оберегающей целью коллективно изготовляли рушник или просто кусок полотна, которыми могли обвязать „фигуру", опоясать церковь, выстелить дорогу, улицу, раздорожье, перегонять через полотно скотину или переходить через него людям.

Во время засухи такой рушник несли в церковь и клали на образ. Иногда делали деревянный крест, вкапывали его на краю села или на могиле и вешали на него вытканный рушник.

В случае болезни ребенка или для ребенка, который родился в семье, в которой до этого дети умирали, мать изготовляла рушники, которые назывались «обетные» и дарились церкви, для икон Богородицы Покровы.
Рушниками завешивали окно „от злых духов", когда освящали хату или справляли поминки, завешивались углы хаты – «чтоб нигде не спряталась нечисть». Над дверями также вешали длинный рушник – для защиты дома.